Леонид Вячеславович Куравлёв — советский, российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР принимал участие в передаче Прямой эфир 9 января 2013 года.
В раннем детстве потерял отца, а в 1941 году его мать по ложному обвинению выслали на Север, где они прожили несколько трудных лет.
До учёбы в институте работал в московской артели «Оптик». В 1960 году окончил актёрское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии, мастерская Бориса Бибикова.
В кино дебютировал ещё студентом — получил роль матроса Камушкина в фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин». Тогда же сыграл в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают».
В 1960-1992 годах — актёр Театра-студии киноактёра.
Наступившие 1970-е стали временем расцвета популярности актера, именно в это десятилетие он сыграл сразу несколько своих «классических» ролей. Первой из них можно считать обаятельнейшего вора-домушника Жоржа Милославского в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), за которой последовал культовый образ сантехника Афанасия из комедии Георгия Данелия «Афоня» (1975), ставший визитной карточкой Куравлева. Кроме того, были роли в легендарном сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973), в киноальманахе по рассказам Зощенко «Не может быть» (1975), комедии «Ты — мне, я — тебе» (1976), детективном сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Почти не снижал темпов работы Куравлев и в 80-е, снимаясь иногда в шести-семи фильмах в год. Среди самых ярких из них – детективы «Ищите женщину» (1982), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Шерлок Холмс и доктора Ватсон: Двадцатый век начинается (1986), семейная сказка «На златом крыльце сидели» (1986), комедия «Раз на раз не приходится» (1987) и даже голливудский блокбастер «Рокки 4» (1985), где Куравлев сыграл президента СССР.
С началом бурных 90-х, пагубно отразившихся на всем отечественном кино, уровень работ актера снизился до иногда весьма посредственных, вроде комедий «В поисках золотого фаллоса» (1992), «Русское чудо» (1994), «Русский счет» (1994). Лучшая его работа в тот период – в экранизации пушкинской «Барышни-крестьянки» (1995).
В 2010 году в Ярославле была установлена скульптура героя Леонида Куравлёва — слесаря Афони из одноименного кинофильма.