Николай Викторович Басков — русский тенор ХХI века, Заслуженный артист России, народный артист Украины.
Николай Басков родился 15 октября 1976 года в Москве. В 2001 году закончил Российскую Академию Музыки имени Гнесиных по классу камерного и оперного пения и поступил в аспирантуру Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского (по классу проф. П.Скусниченко), которую закончил в 2003 году с золотой медалью. Так же, в течение нескольких лет, Николай занимался вокалом с Заслуженной артисткой России Л.Шеховой.
После победы на Всероссийском конкурсе молодых оперных певцов (Первая премия, 1998 год), а так же после Второй премии на конкурсе Grande Voce (Испания,1999 год), совсем юный Басков получил предложение исполнить партию Ленского в опере П.И, Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Большого театра России в 1998 году. Он стал самым молодым Ленским в истории мировой оперы, что и послужило головокружительным стартом в творческой карьере певца.
В 2000 году была осуществлена съемка видеоклипа на музыкальную композицию «Памяти Карузо…». Благодаря этой работе, Николай Басков стремительно занял лидирующие места в российских хит-парадах радио и телевидения. Карьера Баскова быстро вышла за рамки академических залов, что расширило круг поклонников его творчества. Диски с сольными альбомами Николая начали расходиться миллионными тиражами. Он стал первым и на сегодняшний день единственным артистом в России, поющим, как в стиле Crossover, так и в стиле Pop. Его музыкальные композиции становятся хитами и занимают первые места в хит-парадах, а клипы котируются на таких престижных музыкальных каналах как МУЗ-ТВ и MTV. Артист неоднократно был удостоен таких престижных Национальных премий как — «Овация», «Золотой Граммофон», «МУЗ-ТВ», «Стиль Года», «Певец Года».
Когда Николаю было 22 года, весь оперный мир уже знал о феноменальном теноре из России, которого по мощи таланта сравнивали то с Паваротти, то с Карузо. Западная пресса восхищалась мощным юным голосом российского певца, который выражает гамму чувств, свойственных русской душе — страстности, чистоты, жажды жизни и стремлении любить. Ему предложили остаться в Америке и доучиться там при школе «Метрополитен-Опера», но он не захотел уехать из России. Николай сделал свой выбор в пользу Родины. У него прекрасная русская душа и именно здесь Николай хочет добиться успеха и признания. В настоящее время Николай является одним из учеников всемирной оперной примы Монтсеррат Кабалье. «Николай — самый талантливый и самый работоспособный из моих учеников, — призналась российской публике Монтсеррат Кабалье — Он постоянно завышает себе планку. Я специально даю ему такие партии, чтобы посложнее было исполнять, но он от них, как правило, отказывается в пользу еще более сложных».
Из огромного количества молодых оперных певцов Кабалье выбрала Николая Баскова, который является не только ее единственным учеником, но и партнером по сцене в наши дни. Их голоса звучали на прославленных оперных сценах Испании, Италии, Германии, Швейцарии и других странах мира. Зарубежная пресса не раз отмечала уникальный тембр голоса, прекрасную технику, широкий диапазон, чувство стиля, артистизм и присущую только Николаю, особую музыкальность.
По мнению профессионалов, одно слово которых способно дать пожизненный пропуск в мир оперы, Николай Басков — это настоящий феномен, талант, который появляется раз в сто лет. С 1998 года Николай Басков пел в Большом театре как приглашенный певец. После окончания музыкальной академии им. Гнесиных он стал солистом Большого театра. Сейчас на его счету три оперные партии — это Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Моцарт («Моцарт и Сальери») и царь Измаил в опере Верди «Набукко». Дебют Николая в роли Ленского состоялся в Новосибирске. В 21 год он был самым молодым исполнителем роли Ленского в мире и в истории ГАБТа. Сам директор Большого театра признает, что такие голоса, как у Николая Баскова, он «не слышал уже 50 лет». Более того, в театральной среде замечена приятная тенденция, которая не наблюдалась десятилетия: поклонники таланта молодого Баскова приезжают «в оперу» не единожды — только ради второго акта «Евгения Онегина», где солирует Басков.